Символ науки психологии

Символ науки психологии

понедельник, 19 марта 2012 г.

Социальная психология

         Социальная психология - это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей (В.Г. Крысько).
Социальная психология является одним из учебных предметов профессиональной подготовки будущих педагогов.
                        Лекции по социальной психологии:
  • Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии. Читайте... 
  • Тема 1.2. История становления социальной психологии. Читайте...
  • Раздел 2. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей. Читайте...
  • Тема 2.3. Психология воздействия в процессе общения. Читайте...
  • Раздел 3. Психология социальных сообществ.
    Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен.
    Тема 3.2. Психология больших социальных групп и массовых социальных движений. Читайте... 
  • Тема 3.3. Социальная психология малых групп. Читайте ... 
  • Раздел 4. Социальная психология личности. Читайте... 
                   Литература.
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. Читайте здесь...
  2. В.В.Гриценко, Л.Л.Дикевич. Социальная психология. Смоленск, 2008
  3. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций . - 3-е изд. - М.: Омега - Л. 2006
  4. Самыгин П.С. Социальная психология. - Ростов н/Д, Феникс, 2009
  5. Социальная психология / Отв. ред. А.Л.Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002 
  6. Майерс Д. Социальная психология. Читайте... 
  7. Социальная психология. Читайте здесь...
  8. Социальная психология (А - Я). Читайте... 
  9. Андреенко Г.В. Социальная психология. Смотрите...
  10. Челдышова Н. Шпаргалка по социальной психологии. Смотрите здесь..

воскресенье, 11 марта 2012 г.

Психолого-педагогическая практика

Организация взаимодействия "Методист - студент - учащийся" на психолого-педагогической практике.
          В системе подготовки  будущих учителей важное место занимает педагогическая практика. Именно здесь студенты впервые проявляют свои знания, умения, навыки, педагогические способности. От того, насколько успешными будут эти первые самостоятельные шаги, во многом зависит отношение к последующей профессиональной деятельности. Основная задача методиста - создать условия для реализации способностей и возможностей каждого студента, сформировать позитивное отношение к педагогической деятельности.
      Для того, чтобы практика проходила успешно и давала положительные результаты, необходимо в первую очередь знать и учитывать индивидуально-психологические особенности студентов.
          В чем это может проявляться в процессе организации и проведения практики:
  • деление на подгруппы осуществляется с учетом пожеланий студентов, их межличностных взаимоотношений,
  • при планировании воспитательной работы в классе дается возможность  студентам определять тематику занятий с учетом интересов, склонностей, возможностей, самим определять форму проведения занятия,
  • поощряется проведение первых занятий вдвоем, это "чувство локтя" особенно важно для студентов робких, неуверенных в своих силах,
  • в процессе подготовки и проведения занятий особое внимание обращается на студентов, имеющих повышенную тревожность, при анализе занятий - на тех, кто имеет неадекватную самооценку,
  • рекомендуется студентам проведение занятий по психологии, в первую очередь по таким темам, которые связаны с курсовой работой. На таких занятиях студенты учатся излагать психологические понятия с учетом возрастных особенностей младших школьников, то есть применять полученные теоретические знания в практической деятельности. В помощь студентам в кабинете психологии представлены разработки занятий, диагностический материал, методическая литература.
       Я остановилась на некоторых направлениях деятельности методистов, руководителей практики.
Отношение самих студентов к данному виду практики выяснялось с помощью анкетирования.
        Вот, что они пишут:
"Практика имеет большое значение. Она несомненно нужна. Эта практика помогает лучше узнать детей, узнать их возрастные особенности. Это интересная практика" (Марина С.)
"Практика очень нужна и полезна. Я научилась распределять время на занятии. Учусь правильному общению с детьми. Изучаю психологию детей, это поможет в дальнейшей работе" (Вероника А.)
"После данного вида практики я научилась анализировать внеклассные занятия, могу видеть плюсы и минусы" (Наталья В.)
          Чему учатся студенты в ходе практики:
  • работать с методической литературой, подбирать и систематизировать материал,
  • планировать занятия, составлять конспект,
  • связывать полученные теоретические знания в ходе изучения педагогики, психологии, частных методик с практикой,
  • находить индивидуальный подход к детям,
  • ориентироваться во времени,
  • быстро реагировать на вопросы детей,
  • контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями,
  • доступно излагать знания,
  • организовывать деятельность детей,
  • использовать наглядность, презентацию.
Нужно выделить трудности, с которыми сталкиваются некоторые студенты:
  • "привязанность" к конспекту,
  • скованность, зажатость, боязнь,
  • неумение поддерживать дисциплину, использовать различные приемы дисциплинирования,
  • неумение правильно распределять время на различные виды деятельности,
  • неумение сделать доступным для детей содержание материала,
  • неспособность распределять внимание: излагать материал, используя презентацию, следить за деятельностью детей.
            Эти и другие трудности успешно преодолеваются в ходе практики.
           В своих отчетах по итогам практики студенты пишут о том, что психолого-педагогическая практика оставила лишь положительные эмоции, яркие, красочные воспоминания. Большинство из них переживали такие  эмоции, как: радость, удовлетворение, удовольствие. Однако есть   студенты, у которых практика вызвала противоположные эмоции ( удовольствие, иногда разочарование, страх) и даже отрицательные ( страх перед детьми, боязнь сделать что-то не так).
     Это лишний раз убеждает в том, что личностно-ориентированный подход позволяет успешно решать задачу подготовки квалифицированных специалистов.
     Важно, чтобы в процессе практики осуществлялось взаимодействие "Преподаватель - методист -студент - учитель - учащийся"
                                                              Тихонова Г.С. - преподаватель психологии, методист.


среда, 7 марта 2012 г.

Поздравление


С весною, с женским днем!
Удачи, счастья, света!
Любовью и теплом
Пусть будет жизнь согрета!

среда, 22 февраля 2012 г.

Поздравление



С Масленицей поздравляю,
Пусть веселье в дом войдет!
Пусть весна в права вступает,
А зима на год уйдет!

пятница, 10 февраля 2012 г.

Психолого-педагогическая практика

          Психолого-педагогическая практика является важным звеном в системе практической подготовки будущих педагогов к воспитанию детей и подростков в различных типах общеобразовательных школ.
         В процессе психолого-педагогической практики решаются следующие задачи:
  • овладение студентами умениями планировать и вести внеурочную воспитательную работу в классе, группе продленного дня, кружке, с отдельными учащимися,
  • накопление представлений о характере и содержании воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, руководителя кружка,
  • освоение основными формами внеурочной воспитательной работы с учетом специфики образовательных учреждений различного типа,
  • овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников,
  • формирование умения осуществлять методическую рефлексию.
Образцы ведения документации по психолого-педагогической практике вы можете найти здесь...

Советую прочитать:
  • Родина И.Б. Психолого-педагогическая практика. Читайте здесь...

четверг, 9 февраля 2012 г.

Психолого-педагогическая практика

 Типичные ошибки студента-практиканта:
  • неумение беседовать  с учащимися, замкнутость, немногословность,
  • выражение неуверенности во взгляде, 
  • излишняя строгость или гнев без особой причины,
  • попустительство или чрезмерная мягкость,
  • излишняя жестикуляция, беготня с места на место,
  • неумение найти свое место, определить положение рук,
  • неумение войти в контакт со всем классом,
  • отсутствие культуры и эстетики движений, сутулость, опущенная голова, беспомощное движение рук,
  • монотонность, невыразительность речи, неумение найти оптимальный вариант громкости,
  • неуверенность, страх, скованность,
  • "привязанность" к конспекту занятия.
Студентам рекомендуется психофизическая настройка:
  • систематический контроль за своим поведением, жестами, мимикой,
  • установка на доброжелательный, оптимистический тон разговора,
  • наличие разрядки в деятельности (чувство юмора, музыкотерапия),
  • настройка на душевное равновесие,
  • проведение сеанса релаксации, аутогенной тренировки, психофизической гимнастики в целях эффективного расслабления, самовнушения, самоустановки.
Полезно мысленно произнести следующие фразы:
"Я спокоен(спокойна), я уверенно веду урок (занятие). Учащиеся слушают меня. Чувствую себя на уроке (занятии) раскованно. Я хорошо подготовлен(на) к уроку (занятию). Детям хорошо со мной. Я молод(да), красив(ва) и полон(полна) сил. Я хорошо владею собой. Учить - это интересно. Ученики уважают меня, слушают внимательно, работают творчески, с огоньком. Мне все нравится на уроке (занятии). Я - учитель, старший товарищ и друг".
                                                                                                               (по материалам 5ballov-91350.rif)

понедельник, 6 февраля 2012 г.

Психолого-педагогическая практика

Разработки внеклассных занятий в начальной школе.
(литература)

суббота, 4 февраля 2012 г.

Психолого-педагогическая практика

Разработки внеклассных занятий в начальной школе.
(календарные даты)

Психолого-педагогическая практика

Разработки внеклассных занятий в начальной школе.
(нравственное воспитание)

среда, 25 января 2012 г.

Специализация "Психология"

Готовность ребенка к школе.
         Вступление в школу - чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольнику беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей, ограничений. Теперь ребенок каждый день  должен ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.
Готов ли ребенок к учебе в школе можно определить по таким признакам. Читайте далее...
  • Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе. Читайте...
  • Психологическая готовность ребенка к школе и другую полезную информацию найдете здесь... 
  • Аспекты готовности ребенка к школе. Читайте... 
  • На пороге школы. Смотрите... 

пятница, 20 января 2012 г.

Специализация "Психология"

Психологическое консультирование.
           Психологическое консультирование - работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа.
                                                                (Р.В.Овчарова. Практическая психология образования)
  • Психологическое консультирование как вид работы практического психолога. Читайте...
  • Психологическая служба в начальной школе: основные функции, задачи и направления работы. Читайте здесь...
  • Содержание консультативной работы по проблемам обучения и психического развития младших школьников. Читайте ... 
  • Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Читайте...

воскресенье, 1 января 2012 г.

Поздравление



 Пусть удачу Вам несет
Наступивший Новый год!
Пусть дракон Вас защищает
От напастей и невзгод!