Символ науки психологии

Символ науки психологии

понедельник, 19 марта 2012 г.

Социальная психология

         Социальная психология - это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей (В.Г. Крысько).
Социальная психология является одним из учебных предметов профессиональной подготовки будущих педагогов.
                        Лекции по социальной психологии:
  • Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии. Читайте... 
  • Тема 1.2. История становления социальной психологии. Читайте...
  • Раздел 2. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей. Читайте...
  • Тема 2.3. Психология воздействия в процессе общения. Читайте...
  • Раздел 3. Психология социальных сообществ.
    Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен.
    Тема 3.2. Психология больших социальных групп и массовых социальных движений. Читайте... 
  • Тема 3.3. Социальная психология малых групп. Читайте ... 
  • Раздел 4. Социальная психология личности. Читайте... 
                   Литература.
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. Читайте здесь...
  2. В.В.Гриценко, Л.Л.Дикевич. Социальная психология. Смоленск, 2008
  3. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций . - 3-е изд. - М.: Омега - Л. 2006
  4. Самыгин П.С. Социальная психология. - Ростов н/Д, Феникс, 2009
  5. Социальная психология / Отв. ред. А.Л.Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002 
  6. Майерс Д. Социальная психология. Читайте... 
  7. Социальная психология. Читайте здесь...
  8. Социальная психология (А - Я). Читайте... 
  9. Андреенко Г.В. Социальная психология. Смотрите...
  10. Челдышова Н. Шпаргалка по социальной психологии. Смотрите здесь..

воскресенье, 11 марта 2012 г.

Психолого-педагогическая практика

Организация взаимодействия "Методист - студент - учащийся" на психолого-педагогической практике.
          В системе подготовки  будущих учителей важное место занимает педагогическая практика. Именно здесь студенты впервые проявляют свои знания, умения, навыки, педагогические способности. От того, насколько успешными будут эти первые самостоятельные шаги, во многом зависит отношение к последующей профессиональной деятельности. Основная задача методиста - создать условия для реализации способностей и возможностей каждого студента, сформировать позитивное отношение к педагогической деятельности.
      Для того, чтобы практика проходила успешно и давала положительные результаты, необходимо в первую очередь знать и учитывать индивидуально-психологические особенности студентов.
          В чем это может проявляться в процессе организации и проведения практики:
  • деление на подгруппы осуществляется с учетом пожеланий студентов, их межличностных взаимоотношений,
  • при планировании воспитательной работы в классе дается возможность  студентам определять тематику занятий с учетом интересов, склонностей, возможностей, самим определять форму проведения занятия,
  • поощряется проведение первых занятий вдвоем, это "чувство локтя" особенно важно для студентов робких, неуверенных в своих силах,
  • в процессе подготовки и проведения занятий особое внимание обращается на студентов, имеющих повышенную тревожность, при анализе занятий - на тех, кто имеет неадекватную самооценку,
  • рекомендуется студентам проведение занятий по психологии, в первую очередь по таким темам, которые связаны с курсовой работой. На таких занятиях студенты учатся излагать психологические понятия с учетом возрастных особенностей младших школьников, то есть применять полученные теоретические знания в практической деятельности. В помощь студентам в кабинете психологии представлены разработки занятий, диагностический материал, методическая литература.
       Я остановилась на некоторых направлениях деятельности методистов, руководителей практики.
Отношение самих студентов к данному виду практики выяснялось с помощью анкетирования.
        Вот, что они пишут:
"Практика имеет большое значение. Она несомненно нужна. Эта практика помогает лучше узнать детей, узнать их возрастные особенности. Это интересная практика" (Марина С.)
"Практика очень нужна и полезна. Я научилась распределять время на занятии. Учусь правильному общению с детьми. Изучаю психологию детей, это поможет в дальнейшей работе" (Вероника А.)
"После данного вида практики я научилась анализировать внеклассные занятия, могу видеть плюсы и минусы" (Наталья В.)
          Чему учатся студенты в ходе практики:
  • работать с методической литературой, подбирать и систематизировать материал,
  • планировать занятия, составлять конспект,
  • связывать полученные теоретические знания в ходе изучения педагогики, психологии, частных методик с практикой,
  • находить индивидуальный подход к детям,
  • ориентироваться во времени,
  • быстро реагировать на вопросы детей,
  • контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями,
  • доступно излагать знания,
  • организовывать деятельность детей,
  • использовать наглядность, презентацию.
Нужно выделить трудности, с которыми сталкиваются некоторые студенты:
  • "привязанность" к конспекту,
  • скованность, зажатость, боязнь,
  • неумение поддерживать дисциплину, использовать различные приемы дисциплинирования,
  • неумение правильно распределять время на различные виды деятельности,
  • неумение сделать доступным для детей содержание материала,
  • неспособность распределять внимание: излагать материал, используя презентацию, следить за деятельностью детей.
            Эти и другие трудности успешно преодолеваются в ходе практики.
           В своих отчетах по итогам практики студенты пишут о том, что психолого-педагогическая практика оставила лишь положительные эмоции, яркие, красочные воспоминания. Большинство из них переживали такие  эмоции, как: радость, удовлетворение, удовольствие. Однако есть   студенты, у которых практика вызвала противоположные эмоции ( удовольствие, иногда разочарование, страх) и даже отрицательные ( страх перед детьми, боязнь сделать что-то не так).
     Это лишний раз убеждает в том, что личностно-ориентированный подход позволяет успешно решать задачу подготовки квалифицированных специалистов.
     Важно, чтобы в процессе практики осуществлялось взаимодействие "Преподаватель - методист -студент - учитель - учащийся"
                                                              Тихонова Г.С. - преподаватель психологии, методист.


среда, 7 марта 2012 г.